Навязать страховку по кредиту – миссия выполнима

10.10.2016 11:59

С целью защиты потенциальных заемщиков от навязываемых банками страховок при оформлении кредитов, с июня 2016 года Центробанком был введен так называемый «период охлаждения» - срок, на протяжении которого гражданин имеет полное право расторгнуть договор добровольного страхования, получив обратно свои деньги. Отсчет «периода охлаждения», который длится 5 рабочих дней, начинается с момента заключения договора. Несмотря на такую меру, банки нашли два способа принуждать заемщиков к оформлению личного страхования по кредиту.

Первый вариант заключается в том, что «период охлаждения» призван урегулировать отношения между страховой компанией и физическим лицом в случае заключения между ними договора. Кредитные организации начали заключать соглашения непосредственно со страховыми компаниями, при этом заемщиков просто подключают к действующей программе – это означает, что они не имеют возможности расторгнуть договора, согласно которым страховщиком выступает сам банк.

Данная тактика кредитных организаций подпадает под действие п. 2 ст. 16 Закона «О защите прав потребителей». Это означает, что каждый гражданин, которому была навязана коллективная страховка, имеет все законные основания ее расторгнуть и получить свои деньги обратно. Эта процедура чрезвычайно проста: следует написать заявление в течение 5 рабочих дней с момента заключения договора, и передать его в компанию, продавшую услугу. В случае отказа банка разорвать договор, необходимо обращаться с жалобой непосредственно в Центробанк, который сделает соответствующий запрос в кредитную организацию и добьется выполнения норм страхового законодательства.

Второй вариант более хитрый, и фактически не нарушает законодательства. Многие банки учли все риски, связанные с невыполнением новой нормы, и начали применять другую тактику – они убеждают своих клиентов оформлять страховку добровольно, по собственному желанию. Делается это следующим образом: кредит предоставляется без страховки, но с более высокой процентной ставкой, либо с низкой процентной ставкой, но с условием покупки страхового полиса.

К примеру, один из крупных отечественных банков предлагает своим заемщикам кредит под 7,7% при условии оформлении страхования жизни, либо под 11% без страхования. Подвох заключается в том, что в случае подписания такого договора заемщику будет сложно доказать, что к покупке страхового полиса его принудили. Да и получается, что самому клиенту экономически выгоднее приобрести страховку, чем погашать долг по значительно завышенной ставке.

Подобные действия банков понятны – они желают свести к минимуму все возможные риски по невозврату задолженности. Однако любые уловки, принуждающие клиентов покупать страховой полис, фактически являются навязыванием. Поэтому и на подобную практику стоило бы контролирующим органам обратить внимание.


Михаил Харитонов специально для ЗанимайОнлайн.ру




Александр Уваров

Директор по взаимодействию с акционерами и инвесторами и стратегическим коммуникациям Platiza

Бородина Людмила Анатольевна

Исполнительный директор ООО МФО «Лайм-Займ»


Примите участие в обсуждении