Леван НАЗАРОВ (MILI.RU): Сейчас 15 ведущих компаний удерживают более 80% рынка краткосрочных займов.

Онлайн-микрофинансирование является одним из самых быстрорастущих сегментов финансового рынка. На вопросы нашей редакции о развитии рынка и о его перспективах ответил Леван Назаров генеральный директор онлайн-сервиса микрофиннасирования MILI.RU, являющегося одним из лидеров рынка.

- Сейчас некоторые банки начали выходить на рынок микрокредитования - как Вы к этому относитесь?

- Основным фактором является потребительский спрос – деньги людям нужны всегда и везде. Тот факт, что ряд розничных банков планируют выйти на рынок микрокредитования, нацелен на удовлетворение спроса доступным инструментом – в нашем случае МФО. Создание вертикально-интегрированных структур Банк-МФО позволит банкирам частично обойти предельно допустимые ставки кредитования и нормы резервирования банковского сегмента за счет ввода синтезированных продуктов МФО. Иными словами – банки будут продавать те же самые продукты, как и ранее, но под видом МФО, где допустимые ставки выше.


- Насколько это сильно повиляет на сами МФО и насколько такая конкуренция для них опасна?

- В некотором смысле, выход банков в сегмент МФО является парадоксом, поскольку исторически целевая аудитория банков и МФО имеет минимальное пересечение: клиенты с хорошей кредитной историей идут в банки, а с плохой в МФО. Поверьте, ни один клиент не обратится в микрофинансовую организацию, если он может получить более дешевый продукт за необходимое время в банке. С другой стороны, для микрофинансовых организаций это, безусловно, будет являться вызовом. Здоровая конкуренция на рынке выгодна в первую очередь потребителям, а это главное.


- Сформировался ли на рынке микрозаймов основной костяк игроков или все-таки новые лидеры будут появляться?

- Основной костяк на рынке МФО сформирован, но рынок открыт. По моей оценке, сейчас  15 ведущих компаний удерживают более 80% рынка краткосрочных займов.


-  Какие основные проблемы видите для развития микрокредитования в России?

- Многие вопросы в сфере регуляторики находятся в стадии решения, однако есть проблема, решение которой не наблюдается: доступ к капиталу. На сегодняшний день у МФО два пути к капиталу: акционерный капитал, заемные средства профессиональные инвесторы (от 1.5 млн руб.). И по  факту у российских МФО сейчас наблюдается полное отсутствие доступа к доступному заемному капиталу. Данный фактор в значительной степени тормозит развитие отрасли.


- Насколько  вообще высок интерес инвесторов к рынку микрокредитования?

-  Интерес со стороны инвесторов, безусловно, есть. Микрокредитование - это очень сложный транзакционный бизнес с высоким риском, именно поэтому все ведущие компании являются очень технологичными. По моему мнению, без внедрения современных технологий продаж и работы с риском микрофинансовая компания обречена на провал.


- Считаете ли Вы перспективным развитие только онлайн направления или офлайн также имеет право на жизнь?

- Это совершенно разные модели ведения бизнеса, и у каждой из них есть свои плюсы и минусы. Плюсами онлайн модели является крайне высокая возможность масштабирования, прозрачность и относительно низкие операционные затраты на обслуживание. К примеру, сравнивая первое полугодие по объему ваданных микрозаймов с аналогисным периодом прошлого года моя компания показала рекордный рост +964%, это абсотютный рекорд. В то же время, физическое присутствие в регионе, личное общение с заемщиком – делает свое дело. Совершенно не секрет, что основные затраты онлайн МФО - это реклама. В оффлайн сегменте миниофисы являются генератором трафика.


- Как Вы относитесь к возрастанию роли регуляторов на рынке МФО?

- За последние годы рынок МФО значительно прогрессировал: большинство компаний перешли на безналичные расчёты, введено много регуляторных ограничений (включая предельно допустимые процентные ставки базового и штрафного интереса), осуществляется жесткий надзор и пр. Можно сказать, что регулирование в секторе МФО стремится к банковскому. Мы поддерживаем эти начинания,  поскольку в первую очередь от введения данных норм выигрывает конечный потребитель.


Михаил Харитонов и Леван Назаров специально для ЗанимайОнлайн.ру





Алексей Буханов

Директор по маркетингу и продажам онлайн-сервиса микрокредитования «Честное слово».

Константин Постовалов

Директор по маркетингу и развитию МФО "ПРОСТО! Кредит 24", управляющий партнёр Brain Marketing.

Борис Батин

Сооснователь сервиса онлайн-кредитования MoneyMan.


Примите участие в обсуждении